top of page

Российского инвестора оставили в СИЗО, а тех, от кого пострадал его бизнес – отпустили


На минувшей неделе в Первомайском районном суде Бишкека состоялось еще одно заседание суда, решившее вопрос о мере пресечения фигурантов уголовного дела о мошенничестве, связанном с ОсОО «Фирма «АКИФ» и ее мясными павильонами на Ошском рынке, о котором ранее писал «МК-Азия».


Судья Айбек Эрнис уулу вновь вынес постановление, противоречащее недавним решениям Верховного суда по изменению меры пресечения для обвиняемых по делу, если разбирательство по нему не закончилось в срок по каким-то причинам. Но противоречило оно свежим нормам судопроизводства от ВС КР не для всех.


Судья согласно законодательству КР отправил под домашний арест трех человек, которые по показаниям потерпевшей стороны и согласно гособвинению (о чем ранее писал «МК-Азия») пытались провернуть силовой захват предприятия путем мошенничества и ряда других правонарушений. Послабление коснулось Исмара Майсызова, Фариды Аблямитовой и Болота Абдыкарова – двое последних, к слову, находились два и полтора года в международном розыске. Зато судья оставил в СИЗО одного из учредителей «АКИФа» Сергея Фищенко, российского гражданина, вложившего в бизнес инвестиции, и его родственника, кыргызстанца Рустема Куватбекова.


Фищенко из пострадавшего в деле изначально превратился в обвиняемого: ему вменяют покушение на совершение мошеннических действий в особо крупном размере, связанных с миллионным кредитом, взятым ОсОО в «Росинбанке» несколько лет назад. Куватбеков – шурин Фищенко и сын сооснователя ОсОО Калена Куватбекова, обвиняется в том, что, будучи менеджером, мешал уплате долга по кредиту обеспеченному залогом кредитору - гражданину Кузекееву, права которого, как кредитора, оспорены в суде. Более того, суд первой инстанции признал сделку по выкупу долга Кузекеевым мнимой… И все бы ничего, если бы не два большие «но». На момент задержания российского гражданина ни заявления от «потерпевшего» банка, ни признания банка потерпевшим по делу, ни наличия установленного ущерба нигде не существовало. А кредит, который был целью «несостоявшихся намерений» по версии гособвинения, осенью 2017 года был передан по уступке прав требования третьим лицам. Причем любопытным образом. Однодневке ОсОО «Альфа Бест», которая по уступке прав требования выкупила у «Росинбанка» долг «АКИФа». Чтобы это сделать, юной «Альфа Бест» был взят кредит в том же «Росинбанке», для залога которого было использовано… имущество родственников Фариды Аблямитовой – той самой, что обвиняется в мошенничестве и в попытке захвата «АКИФа» в 2016 году.


Почти сразу же после большой сделки из «Альфа Бест» вышел обладатель его 90% акций, некий Расул Кузекеев. Который потом выкупит у «Альфа Беста» уступку прав требования и придет в «АКИФ» за реализацией своих прав… Такое совпадение в «АКИФе» считают попыткой Аблямитовой или теми, кто за ней стоит получить павильоны себе уже через аффилированных лиц – Кузекеева и других. Законность передачи уступки прав требования банком до сих пор оспаривается в суде, и некоторые судебные решения подтверждают признаки наличия в ней мошеннической схемы. Но Эрниса уулу все эти нюансы не интересуют. Он пошел на поводу у прокурора, ключевым аргументом которого было то, что Фищенко подданный России, а не Кыргызстана. И потому должен остаться в СИЗО. Хотя у Фищенко для соблюдения домашнего ареста есть и место проживания, и согласие собственника жилья на его временное там размещение. А потенциальный риск побега ограничивают закрытые из-за коронавируса границы.


Чужая страна – потемки


Иностранное гражданство человеку, который решил вложить свои средства в бизнес в Кыргызстане, и правда, всегда только мешает. Доказать нарушение своих прав ему фактически невозможно – даже недавно созданный институт бизнес-омбудсмена тут не помощник. Фищенко не стал исключением. Хотя к его судьбе уже подключились уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и председатель Совета при Президенте РФ по развитию общества и правам человека Валерий Фадеев, Общественный фонда поддержки и защиты прав российских соотечественников «Свобода» и посольство РФ в Кыргызстане.


Представители консульской службы посольства РФ в КР, кстати, сначала попасть в СИЗО к Фищенко не могли: их пустили туда только после отправки в МИД КР ноты о нарушении Кыргызстаном двусторонней консульской конвенции. Сейчас они могут навещать его и посещать судебные процессы. Но еще две ноты протеста, говорящие об опасениях по предвзятому и необъективному ведению следствия в отношении Фищенко и необходимости принятия кыргызской стороной мер по ликвидации этих нарушений, и о том, что госорганы КР могут занимать по этому делу предвзятую позицию, учтены не были. И дискриминация по признаку гражданства, похоже, продолжается. В связи с чем супруга бизнесмена, Роза Фищенко, вновь обратилась с письмами в МИД России, к послу России в Кыргызстане Николаю Удовиченко с просьбой поспособствовать в воцарении верховенства закона в этом деле. Супруга российского гражданина также готовит обращения президенту Российской Федерации, Председателю Государственной Думы и в другие государственные органы России.


«…Отмечу, что даже в сравнении с обвиняемыми по более тяжким статьям в том же уголовном процессе гражданами Киргизии, находящимися на домашнем аресте, мой муж, находясь в СИЗО, имеет худшие условия для подготовки к судебным заседаниям, не имея доступа к материалам дела, ему сложнее доказывать свою невиновность», – констатировала она. – «Также прошу обеспечить присутствие сотрудников Консульства на всех процессах в Первомайском суде по обвинению моего мужа Фищенко Сергея. Через компетентные органы КР потребовать от киргизской стороны обеспечить объективное и непредвзятое расследование всех уголовных дел, связанных с ОсОО «Фирма АКИФ». Потребовать, чтобы эти дела расследовались в соответствии с законодательством КР строго в тех правоохранительных органах, в которых и должны расследоваться по подследственности, определенной в УПК КР. Требовать отстранения от надзора за следствием сотрудников генпрокуратуры, уже скомпрометировавших себя, в частности замгенпрокурора Нурлана Дарданова. Потребовать от киргизской стороны обеспечить объективное и всестороннее расследование по заявлениям российского гражданина Сергея Фищенко в отношении следователя Сабирова и руководства Финпола».

И не зря. Подобный непрозрачный судебный процесс омрачает двусторонние отношения между Кыргызстаном и Россией в перекрестный год между странами. И подмачивает репутацию Кыргызстана как площадки для инвестиций бизнесменов из стран ЕАЭС. Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества в случае Фищенко можно считать нарушенным. Его 19% акций «АКИФа» могут квалифицироваться как инвестиции по Соглашению в качестве актива, инвестируемого им как российским предпринимателем в местный мясной розничный бизнес в Кыргызстане. Которые власти Кыргызстана не защитили, а наоборот, делают все, чтобы лица, заинтересованные в получении уже раскрученного и доходного бизнеса, смогли обогатиться. Пока в ЕЭК не обращают внимание на вопиющее нарушение прав бизнесмена и гражданина одной из стран-участниц объединения на территории другой страны. Там хватает проблем, вызванных последствиями пандемии коронавируса. Но если его все же когда-то и заметят, то дело Фищенко может стать поводом для дополнительного совершенствования законодательства объединения. ЕЭК будет достаточно легко выделить системные нарушения, допущенные Кыргызстаном.


У семьи Фищенко есть все документы, которые доказывают и несостоятельность обвинений против россиянина (в частности, экспертиза специалистов кафедры уголовного права КГЮА о том, что обвинительное заключение ГСБЭП при ПКР в его адрес не соответствует нормам УПК КР), и безразличие кыргызских властей на разном уровне. За полтора года, что он находится в СИЗО, и года, что он находится под судом, было сделано более 20 обращений об этом в адрес разных чиновников: от руководства АКС ГКНБ КР, ГКНБ КР, Совбеза КР, Генпрокуратуры КР, председателя комитета Жогорку Кенеша по правопорядку и противодействию коррупции, спикера и премьер-министра КР до самого президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова. Но ситуация в сторону правосудия не изменилась ни на шаг. Что и заставляет адвокатов подозревать, что за поведением следователя ГСБЭП при ПКР, кыргызского финпола, Артура Сабирова, у которого в руках еще несколько дел, связанных с «АКИФом», за судебными решениями Эрниса уулу и за полным игнорированием нарушений закона профильными органами может стоять кто-то из Белого дома – иначе такое единодушие и слепоту не объяснить. Есть у них и заключение со стороны британской компании Withers LLP, которая провела независимый аудит уголовного дела в отношении Сергея Фищенко. К концу прошлого года она нашла там ряд нарушений, которые в будущем лягут в базу для подачи иска в международный арбитраж против Кыргызстана.  


Новая волна


Меж тем, пока Сергей Фищенко и Рустем Куватбеков остаются в СИЗО Бишкека, другие собственники «АКИФа», пожилые Кален Куватбеков и Кымбат Бозбаева, морально готовятся к новым попыткам захвата павильонов. С начала февраля 2020 года управляющий залогом Эркинбек Акиев, назначенный Расулом Кузекеевым более года назад, пытается вновь через ГУГССО МВД КР и через суд добиться снятия милицейской охраны с павильонов. Первая попытка ему не удалась: Свердловский районный суд не удовлетворил притязаний, поданных от имени «АКИФа» Акиевым. Милиция занималась и дальше охраной арендаторов и сотрудников павильонов, а также сохранностью имущества ОсОО «Фирма «АКИФ» и, конечно же, охраняла и все правоустанавливающие документы, бухгалтерию и выручку. Снять охрану – означало дать свободный доступ «людям с улицы» к вышеперечисленному, которые этим доступом могут распорядиться для своих целей… Да и «АКИФ» до сих пор не признал законности передачи «Росинбанком» (ныне «Керемет банком», принявшим все права и обязательства «Росинбанка») уступки прав требования по кредиту «Альфа Бест», которая позже перепродала его Расулу Кузекееву. А пока он этого не признает, а соответствующие суды идут – ни Кузекеев, ни его управляющий залогом не могут совершать какие-то действия от имени ОсОО и заниматься залогом. Но городской суд, куда обратились Акиев и его юристы, недавно дал ему такое право. В сочетании с тем, что решением Эрниса уулу под домашний арест отпущены все фигуранты дела о мошенничестве, связанного с попыткой захвата «АКИФа» силовым путем несколько лет назад, это вызывает у акционеров большие опасения в безопасности их бизнеса.



Все новости здесь


Comments


bottom of page